Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
01.09.10 21:27

 

На правах рукописи

Чичканов Антон Валерьевич

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(Социологический анализ)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Специальность: 22.00.08 – социология управления

(по социологическим наукам)

Москва - 2008

Диссертация выполнена на кафедре социологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС)

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Бойков Владимир Эрихович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, академик РАН

Жуков Василий Иванович

доктор экономических наук, профессор

Волгин Николай Алексеевич

доктор философских наук, профессор

Фролов Станислав Флегонтович

Ведущая организация: Академия труда и социальных отношений

Защита состоится «___» ______ 2008 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 по социологическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, аудитория 2004.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы « « июля 2008 г. на официальном сайте РАГС в разделе «Защита диссертаций» - www. rags. ru и на официальном сайте ВАК Минобрнауки России – referat_vak@ministru.ru

Автореферат разослан « ___ » июля 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В.Князева

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления содержания и форм проявления социальных отношений в современном российском обществе, возникающих противоречий в их формировании и путей оптимизации средствами государственного управления.

Следует подчеркнуть, что социальные отношения традиционно являются объектом государственного управления. Это зафиксировано, в частности, в Конституции РФ, принятой в 1993 г. в которой Российская Федерация декларируется в качестве социального государства. Реализация данной конституционной нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др.

Действительно, в последние годы федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти усилили внимание к развитию социальной сферы, которое проявляется в принятии национальных проектов социального развития, в определенном росте инвестиций в человеческий капитал, во внедрении адресных принципов социальной поддержки различных социальных групп и т.д.

Однако, как представляется, существует большой разрыв между декларациями идеи и конституционного принципа становления социального государства, с одной стороны, и реальной практикой реализации социальной политики в деятельности органов государственной власти. Проводимые в обществе реформы пока не привели к существенному улучшению социальной сферы российского общества. Напротив, наблюдается обострение ряда проблем социального характера. В их числе огромный разрыв в уровне доходов богатых и бедных слоев населения, несоответствие уровня оплаты труда его реальной эффективности во многих отраслях экономики, деградация системы здравоохранения и др.

Эти проблемы красноречиво показывают данные социологических опросов населения, осуществляемых по общероссийской репрезентативной выборке. Так, например, доля отрицательных оценок состояния социальной сферы устойчиво преобладает над долей положительных оценок. В обобщенном виде отношение населения к социальной политике, проводимой государством, характеризуют данные таблицы 1. В ней представлены результаты мониторинга «Народ и власть», осуществляемого Социологическим центром РАГС при участии автора настоящей диссертации[1].

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «По Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В какой мере, на Ваш взгляд, выполняется это положение?»

В % от количества опрошенных

Варианты ответа

2003 г.

2006 г.

2007 г.

В полной мере

0,9

5,3

5,3

Не в полной мере

31,1

32,6

46,0

Почти не выполняется

38,9

29,6

28,1

Совсем не выполняется

21,7

13,9

15,4

Затруднились ответить

7,4

18,6

5,2

Судя по полученным данным социологических опросов населения, доля критических суждений по поводу существа социальной политики в российском обществе уменьшается. Тем не менее, такого рода суждения в общественном мнении преобладают.

Рассматривая эти данные, следует особо указать на актуальность изучения социальных отношений на эмпирическом уровне, позволяющем оценивать реальную практику деятельности государственных органов, связанную с регулированием этих отношений и с решением конкретных социальных проблем.

Именно эмпирические исследования дают возможность выявить остроту противоречий в социальной сфере общества: между трудом и капиталом, между рыночной экономикой и невозможностью использования рыночных принципов в ряде областей социальной сферы, между уравнительным подходом в налогообложении и социально-экономической дифференциацией населения и др.

Эти противоречия обусловлены как объективными, так и субъективными причинами, которые нуждаются в обстоятельном социологическом анализе, смысл которого в разработке рекомендаций по оптимизации практики регулирования социальных отношений.

В обществе назрела потребность в определении четкой государственной социальной концепции с обоснованием таких результатов социальной политики, как повышение уровня и качества жизни населения, развитие человеческого потенциала страны, повышение эффективности формирования и использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов социальной сферы.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, потребностью обоснования теоретико-методологических и методических подходов к разработке концепции формирования социальных отношений в новых общественных условиях; во-вторых, необходимостью определения стратегии государственной социальной политики на основе критериев эффективного использования социальных, экономических, интеллектуальных и иных ресурсов развития российского общества в новом тысячелетии; в-третьих, важностью объективной эмпирической оценки реальной практики государственного регулирования процессов социальной сферы с целью ее оптимизации.

Степень научной разработанности темы

Различные аспекты социальных отношений исследуется в работах философов, экономистов, социологов, политологов и представителей других наук. В исследованиях отечественных социологов советского периода (до 1990-х гг.) преобладал подход исторического материализма, классовый оценки социальных явлений. В дальнейшем исследования по социальной проблематике, осуществляемые российскими социологами, интегрировали теоретические предпосылки анализа социальных отношений разработанные видными социологами стран Западной Европы и США.

Характеристика социальной сферы как одной из важнейших социетальных сфер общества (наряду с экономической, политической и духовной), сущность, структура и формы реализации социальных отношений (в узком толковании этого понятия), теоретические основы социальной стратификации российского общества, роль государства в формировании социальной инфраструктуры, специфика формирования общественного мнения по социальным проблемам обстоятельно рассматриваются в трудах Н.А.Аитова, Ю.В.Арутюняна, Н.М.Блинова, И.В.Бестужева-Лады Т.И.Заславской, А.Г.Здравомыслова, г.и.Осадчей, М.Н.Руткевича, Ж.Т.Тощенко, В.А.Ядова и ряда других отечественных ученых. Одно из главных концептуальных положений, которыми руководствуются эти авторы и которое активно использовано в настоящем диссертационном исследовании состоит в том, что социальные отношения представляют собой особый, относительно самостоятельный тип общественных отношений, определяющих формирование и реализацию социальных потребностей и интересов членов общества, их образ жизни и социальное самочувствие.

Столь же важное теоретическое и практическое значение для диссертационного исследования имеют результаты исследований содержания и результатов государственной социальной политики, в том числе в период формирования рыночных отношений. Они представлены в работах В.Э.Бойкова, Н.А.Волгина Н.А., В.В.Ракитского, Ф.И.Шаркова, С.Ф. Фролова и ряда других исследователей. Внимание указанных авторов научных трудов уделено выявлению интересов представителей различных социальных слоев и групп их отношения к реализации принципов социальной справедливости, к проводимым реформам социально-трудовых отношений, системы образования, здравоохранения, пенсионной реформы.

Немаловажное значение имеют исследования социальной дифференциации российского населения, особенно причин и показателей бедности, результаты которых представлены в публикациях С.А.Айвазяна В.Н.Бобкова, Н.М.Римашевской и других авторов.

В последнее десятилетие XX века для характеристики социальных отношений стал широко использоваться индекс развития человеческого потенциала (ИЧП), который стал оценочным критерием качества и уровня жизни населения, показателем степени социальных возможностей конкретного государства. Методология расчета, значения этого индекса представлены в работах зарубежных и отечественных специалистов, в материалах ООН, МОТ и других международных организаций. Критически оценивая методологию расчета этого индекса, все же следует констатировать, что его использование позволяет осуществлять некоторые сравнения уровня жизни населения разных стран.

Исследования социальных процессов и отношений широко представлены в зарубежной литературе. Так, например, вопросы преодоления дефицита социальных ресурсов в новом постиндустриальном обществе рассматривались в работах А.Тоффлера, Дж.Гэлбрета, Д.Рисмана, Д.Белла. Когда в 1958 г. Д.Рисман впервые использовал термин «постиндустриальное общество», он имел в виду, прежде всего, общество доступности, изобилия, возможности полного удовлетворения потребностей большего количества населения. Основным выводом их исследований стало положение, что устранение дефицита в обществе, наличие доступности товаров и услуг, выравнивание доходов в обществе позволяет преодолеть вражду, соперничество, агрессию, ненависть и стабилизировать социальные отношения.

Н.Браун, Р.Лейциг, Ч.Рейнг, Т.Розак особое внимание уделили субъективному, моральному аспекту социальных отношений, проблемам социальных отношений связанных с развитием культуры, общественного сознания, духовностью, нравственными приоритетами общества. П.Бурдье, П.Ламберг, П.Леви, Ф.Хофман также отдают приоритет духовным, психологическим и нравственным критериям социальной жизни.

Представители структурно-функционального метода Р.Мертон, Дж.Милль, Т.Парсонс и разработали продуктивную в научном и практическом плане методологию изучения социальных отношений в рамках функций социальной системы, включающей: 1) воспроизводство сложившихся форм, «образцов системы»; 2) внутреннюю интеграцию системы; 3) ориентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде; 4) адаптацию к условиям окружающей среды; 5) самоорганизацию.

С учетом накопленного теоретико-методологического арсенала и имеющейся базы эмпирических исследований представляется целесообразным осуществление комплексного анализа социальной сферы. Настоящее диссертационное исследование направлено на решение именно этой задачи - на разработку концепции развития социальных отношений в условиях перехода общества из одного в другое качественное состояние, на обоснование оптимальной государственной социальной политики и механизмов регулирования социальных процессов с целью повышения уровня и качества жизни населения, создания условий для развития человеческого капитала.

Цель диссертационного исследования выявить содержание и основные формы проявления социальных отношений в современном российском обществе, в соответствии с которыми определить способы оптимизации государственного регулирования социальных процессов.

Задачи диссертационного исследования

1. Проанализировать эволюцию научных воззрений отечественных и зарубежных ученых на содержание социальных отношений и осуществить сравнительный анализ основных теоретико-методологических подходов к их социологическому изучению.

2. Обосновать концептуальные подходы к анализу социальных отношений в современном российском обществе.

3. На основе данных эмпирических исследований рассмотреть специфику проявления социальных отношений в современном российском обществе.

4. Определить объективные и субъективные факторы функционирования социальных отношений, а также возможные альтернативы и их формирования в условиях рыночной экономики.

5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию государственной социальной политики и практики регулирования социальных процессов.

Объект диссертационного исследования социальные отношения в современном российском обществе.

Под социальными отношениями в диссертационном исследовании подразумевается один из основных типов общественных отношений, проявляющихся в крупной, относительно самостоятельной и устойчивой части общества – в его социальной сфере. К этой сфере, по справедливому определению Г.И. Осадчей, относятся все субъекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей.

Социальные отношения складываются во всех видах и областях человеческой жизнедеятельности – в труде, быту, обучении, здравоохранении, досуге и др. по поводу удовлетворения жизненных потребностей людей; по поводу социального статуса субъектов взаимодействия; по поводу возможностей удовлетворения жизненных потребностей людей и способов их жизнедеятельности и т.д. Соответственно принято выделять социально-трудовые, социально-статусные, социально-бытовые и иные разновидности социальных отношений.

Предмет исследования состояние социальных отношений способы их оптимизации посредством государственного управления социальными процессами.

В диссертации имеется в виду, прежде всего, социальное управление, представляющее собой воздействия на процессы, которые тоже называются социальными в узком смысле, протекающие в одной из основных сфер общественной жизни – социальной. К ним относятся процессы, непосредственно связанные с развитием условий и образа жизни людей, их социальных качеств и возможностей удовлетворения ими своих жизненных потребностей, с развитием социальных общностей, организаций и других социальных образований как целостных систем.

Теоретико-методологическая основой диссертационного исследования являются научные разработки указанных в предыдущем изложении ученых, основанные на диалектическом, структурно-функциональном и системном подходе к изучению общественных процессов и явлений.

В диссертации используются научные методы типологизации социальных процессов и явлений, социального прогнозирования и проектирования, разработанные С.А. Айвазяном, П.Бергером, В.И.Герчиковым, Г.Г.Татаровой, Ж.Т.Тощенко и рядом других социологов.

Эмпирические исследования осуществлены на основе современных методик формирования и реализации выборочных совокупностей опрашиваемых респондентов и с соблюдением научных стандартов их социологического опроса.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые документы, постановления и распоряжения Правительства РФ по проблемам социальной политики, приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», законодательные акты Российской Федерации по проблемам государственной социальной политики в том числе Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ;

- материалы социологических исследований, проведенных Социологическим центром и кафедрой социологии РАГС при Президенте РФ под руководством д.ф.н., проф. В.Э. Бойкова в 2003-2007 гг., в том числе результаты социологических исследований, проведенных при участии автора:

- «Социальная справедливость в массовом сознании российского общества». Объем выборочной совокупности – 2404 человека. Опрос проведен с 25 ноября по 3 декабря 2003 года по общероссийской многоступенчатой квотной выборке в 25 субъектах Российской Федерации;

- «Социально-трудовые отношения в современном российском обществе: тенденции, противоречия и способы их разрешения» (декабрь 2004 г.); опрос проведен в 20 субъектах РФ по общероссийской выборке, репрезентирующей работников основных отраслей экономики, занятых на предприятиях различных форм собственности. Объем выборки – 1612 респондентов;

- «Социальная напряженность в российском обществе» (ноябрь 2006 г.); опрос проведен в 26 субъектах РФ, представляющие все экономико-географические зоны страны по общероссийской репрезентирующей выборке. Объем выборки – 2407 респондентов и 504 эксперта.

Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту:

Работа представляет собой комплексное теоретико-прикладное исследование социальных отношений в современном российском обществе, проведенного на основе анализа и учета особенностей трансформации политических, экономических условий, процессов общественной дифференциации и формирования нового общественного мировоззрения.

С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей.

Основой управления социальными отношениями является социальная политика государства, в рамках которой первостепенное значение имеют:

во-первых, управление процессами изменений в системе условий жизни членов общества, включая развитие социальной инфраструктуры – сети учреждений, призванных обеспечивать жизненные потребности людей, и качества из работы;

во-вторых, управление процессами формирования и развития социальных качеств людей (образованности, законопослушности, нравственных и гражданских качеств, высоких духовных потребностей и др.) и, соответственно, изменений в их образе жизни;

в-третьих, управление развитием социальных отношений, формирующих рассматриваемую сферу и отдельные ее подсистемы, с целью оптимизации этих отношений.

Определено, что оптимальное развитие социальных отношений базируется на совершенствование системы социального партнерства. В социальную сферу, наряду с ее традиционными субъектами должен быть вовлечен на партнерской основе рыночный сектор в качестве эффективного субъекта социальной политики.

Обосновано, что с позиций социологического подхода, показателями проявления социальных отношений являются социальные индикаторы благополучия граждан, выстроенные на основе объективных и субъективных оценок. При этом субъективные показатели в характеристике социальных отношений позволяют более адекватно отразить их реальное состояние. Результаты исследований и реальная практика свидетельствуют, что недооценка субъективных показателей функционирования социальных отношений приводит к серьезным ошибкам в управлении социальными проектами, оказывает негативное влияние на организационные и социально-экономические решения, которые принимаются государственными органами, как федерального, так и регионального уровней.

На основе данных эмпирических исследований показано обесценение личных достижений людей (в образовании, уровне квалификации и др.) как фактора достижения ими надлежащего социального положения и престижа человека в обществе. Проведенный анализ показал, что это обусловлено существенным рассогласованием между личными (деловыми, творческими и др.) качествами людей как признаками их социального ранжирования и реальным уровнем их доходов, величина которых определяется независящими от индивидов обстоятельствами. Указанное рассогласование отмечают до 60% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов гуманитарных и технических профессий.

Не менее существенным показателем деформации социальных отношений является критическое восприятие населением практики реализации принципов социальной справедливости. Основная масса опрошенных (до 80%) считает, что социальная справедливость в обществе должна выражаться в наличии равных шансов на получение определенного уровня образования, элементарных медицинских услуг, обеспечение соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работы. В рамках этих координат такое же количество опрошенных отмечают недостаточную реализацию этих ориентиров социальной справедливости в российском обществе в целом и лично применительно к себе.

Обоснованна эффективность системного мониторинга социальных отношений, показатели которого скоординированы с системой индикаторов разработанных в соответствии и с учетом критериев индекса человеческого потенциала. Мониторинг общественного мнения граждан, общественности за ходом реформ становится сигналом «снизу» на действия государства, реализуемые «сверху», что может позволить дебюрократизировать процесс реформирования и создать условия для активизации низовых институтов и структур гражданского общества;

Показано, что развитие социально ответственной частной инициативы является одним из перспективных направлений в обеспечении общей системе роста благополучия населения. Противоречия между бедностью и богатством обусловливают высокую степень рассогласования интересов верхних и нижних слоев населения.

На основе выводов концепций самоорганизации социальных систем Ф.Лютенса, Г.Николиса, И.Пригожина, Р.Уотермена показана необходимость преодоления существующей в обществе социальной дифференциации, особенно тенденций ее усиления, посредством, с одной стороны, развития социальной инфраструктуры общества, с другой - предоставления равных условий и возможностей для развития человеческого потенциала. Показано, что экономическое развитие общества наиболее эффективно может осуществляться через повышение уровня и качества жизни социальных групп, посредством гарантий социальной защищенности граждан.

Выявлено, что в результате проводимых реформ в настоящее время сформировалась устойчивая замкнутость социальных слоев российского общества, возникли социально-экономические препятствия не позволяющие бедным и малообеспеченным слоям населения осуществлять вертикальную мобильность. На этой основе сделан вывод, что доля бедных слоев населения в ближайшие годы скорее будет возрастать, чем снижаться, что является следствием окончательного использования прежних жизненных ресурсов малообеспеченных россиян, а также невозможности для большинства из них в силу особенностей их человеческого потенциала и условий региональных рынков труда самостоятельно выйти из состояния нуждаемости. Качество социальных условий жизни улучшают в основном те, кто уже находится в более благополучном положении.

Обоснованы методы управления социальными отношениями в период ликвидации государственной системы социального обслуживания, переориентации социальной политики с принципов патернализма на принципы социальной ответственности, определены пути и способы оптимизации государственного регулирования социальной сферой общества на основе внедрения принципа координации действий и социальных возможностей «государство-бизнес-население».

Научная и практическая значимость диссертационного исследования

Результаты проведенного исследования выражены в конкретных рекомендациях, которые могут быть использованы в практике социального управления федеральных, региональных органов государственной власти и органов муниципального управления. Результаты исследования также могут быть использованы в развитии теоретико-методологических и прикладных аспектов парадигмы трансформации социальных отношений в современном российском обществе; при формировании современной государственной политики в сфере управления социальными отношениями, совершенствовании базы социального законодательства.

Апробация результатов диссертационного исследования

Основные результаты диссертации были отражены в статьях и публикациях, а также в предложениях автора, направленных в комитеты Государственной Думы Российской Федерации. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических, международных, межрегиональных и региональных конференциях и семинарах, в том числе на Всероссийском семинаре-совещании «Формы и методы реализации социальной политики и федеральных социальных программ на региональном и муниципальном уровне» (Москва, апрель 2004 г.), на 1У Международном форуме «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» (ноябрь 2006 г.) и на Международной научно-практической конференции «Государство, НКО, и бизнес: процесс взаимодействия» (ноябрь 2006 г.).

Важнейшие положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

По теме исследования автором опубликованы 33 научные работы общим объемом - 75,1 п.л., в том числе - 3 монографии, 2 брошюры.

Структура диссертации - диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени ее разработанности, сформулированы цель, задачи исследования, определен объект, предмет, теоретико-методологические и эмпирическая основы, раскрыта научная и практическая значимость работы, перечислены формы апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению социальных отношений в современном российском обществе» рассмотрена методология исследования сущности, факторов, содержания и субъектов социальных отношений, определена структура социальных отношений, их классификация применительно к современным российским обстоятельствам, изучены объективные и субъективные условия, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие современных российских социальных отношений, показана специфика социологического подхода к их изучению.

Общество рассматривается как социальная система, состояния которой формируются и обусловливаются всей совокупностью сложных процессов, подчиняющихся как логике объективных причинно–следственных связей развития социума, так и порождающихся интересами, волей и действиями отдельных личностей и социальных групп. Поэтому в теоретико–методологическом плане понятие “социальная система” является одним из базовых понятий социологии и одним из ключевых понятий современной теории социального развития. Социальные системы составляют особый тип систем (наряду с техническими, биологическими и др.). Существенной особенностью и отличием социальных систем, являются люди, как их элементы, а также отношения и взаимодействия между ними.

На основе использования системного подхода социальная система определена как сложная система, обладающая иерархической структурой, эволюционные состояния которой обусловливаются и порождаются человеческими взаимодействиями.

Применению категории «социальные отношения» способствовали социологические теории, разрабатывающие идею формирования и эволюции социальных институтов на основе существующих в обществе фундаментальных отношений социального обмена. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей. При определении содержания и форм социальных отношений использована иерархическая теория потребностей А.Маслоу, классифицирующая потребности но нескольким основным группам. В их числе физиологические потребности; потребность в безопасности (стремление человека к безопасности, стабильности,; к защите, к свободе от страха, тревоги и хаоса), потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; потребность в принадлежности и любви; потребность в признании; потребность в самоактуализации. Жизненные интересы основных социальных групп типологизированны в соответствии с приоритетными потребностями, что позволило уточнить структуру социальных отношений российского общества. Социальная стабильность общества находиться в зависимости от возможностей удовлетворения населением своих социальных интересов и потребностей (П. Сорокин). Проблема удовлетворения потребностей рассмотрена в соответствии с теорией равных жизненных шансов, так как наличие равных шансов и возможностей в социальной сфере обеспечивает развитие общества с устойчивым ростом благосостояния населения (Р. Дарендорф).

Субъекты социальных отношений стремятся в процессах социального обмена повышать уровни защиты и обеспечения своей жизнедеятельности. Вследствие этого между всеми субъектами социальных отношений устанавливается субординация, которая в условиях развитых стабильных социальных отношений носит характер преимущественно партнерства. Социальное партнерство направлено на повышение согласованности интересов в системе социальных отношений; повышение уровня доверия в обществе и на этой основе – обеспечение социальной солидарности (гражданского согласия). Основой общества является согласие относительно базовых ценностей существования, однако в российском обществе пока о согласии как о готовности и способности непосредственных партнёров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возникающих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения противоречий пока говорить преждевременно.

В широком смысле слова социальное партнёрство рассматривается, как процесс сотрудничества на основе взаимоприемлемости и согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач, как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества. В то же время социальное партнёрство – это и идеология, порождённая определённым уровнем социально-экономического развития, в основе которого отказ, как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка. «Согласие» и «сотрудничество» - это ключевые категории социального партнёрства, имеют острую актуальность для современного состояния российского общества. Основной целью социального партнёрства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. В рамках государства социальное партнёрство выступает как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на первоочередное решение общенациональных интересов с учётом групповых и корпоративных

В диссертации обоснованно, что социальное партнёрство является системой урегулирования конфликтов во всех сферах общества. Формы взаимоотношений и методы согласования интересов участвующих в них субъектов (партнёров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия.

Определены следующие принципы социального партнёрства:

· Равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении

вопросов на переговорах и консультациях, в достижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;

· Взаимный учёт собственных интересов и интересов другой стороны;

· Точное соблюдение норм законодательства;

· Добровольное принятие обязательств при заключении договоров и соглашений;

· Полная ответственность за выполнение принятых соглашений;

· Равноправие в достижении договорённости без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромиссов, консенсуса.

Методологической основой социального партнёрства является признание ценности человека, личности, гражданина. Партнёрское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Данные качества позволяют социальным партнёрам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим, политическим и социальным вопросам. В работе показано, что мировой опыт социального партнёрства демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наёмных рабочих и предпринимателей.

Исходя из положения, что важнейшим фактором развития системы социальных отношений является государство как главный в обществе институт управления, обоснованы функции государства в социальной сфере в период формирования и развития в обществе рыночных отношений. В соответствии с обоснованной социальной задачей данного периода - государство призвано к роли гаранта защиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности. Соглашаясь с тем, что человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается, прежде всего, экономически, в работе обоснована позиция, с учетом практики развитых стран, сегодня только рост и наличие материальных благ, их возрастающее потребление нельзя напрямую связывать с повышением жизненного уровня населения, он также зависит и от уровня и качество жизни людей в конкретной стране, от принципов социального распределения, доступности для всех групп населения. Если раньше утверждались концепции экономического роста и удовлетворения потребностей как самоцели, таким образом, формировалось и идеализировалось общество потребления, то в новых условия возникает необходимость придать жизни человеку достойное качество, включая как материальную, так и духовную составляющую. Наиболее существенные компоненты данной концепции – характер духовных ценностей, норм поведения и форм общения, содержание и творчество в труде, свободное время, качественная сторона условий труда, быта, наличие развитой инфраструктуры, социальных услуг. Сюда также относятся понятия свободы демократии, ощущения удовлетворения жизнью, счастье и несчастье и др.

Концепции ориентированные только на экономическое развитие принципиально антигуманны, поскольку каждая из них главной целью развития государства и общества признаёт экономический рост, но не развитие человека. В диссертации предлагается социально ориентированное экономическое развитие. Демографический кризис, острые социальные проблемы, несбалансированность современного социального и экономического развития российского общества за последнее десятилетие необходимость формирования принципиально новой социальной политики, в которой человек из подчиненного объекта политики должен стать главным приоритетом и активным субъектом. Согласно Конституции РФ “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека… Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.1В диссертации обоснована необходимость перехода государства на сбалансированное социально ориентированное развитие, при котором цели, приоритеты, и основные пропорции развития социально ориентированной экономики оптимально сочетаются с целями, приоритетами и потребностями развития общества. При таком целеполагании социальный компонент развития становится центральным, предопределяющим систему целей, приоритеты сбалансированного социально–экономического развития, ориентацию и мотивацию действий всех его участников.

При анализе состава субъектов социальных отношений определены социальные институты и социальные группы, как субъекты социальных отношений. В социальных отношениях происходит реализация определенных целей, интересов, устремлений, характерных для конкретных групп. Проблема рационального соотношения и соответствия личных, общественных и государственных интересов всегда имела и имеет принципиальное значение в политике государств. На основе анализа проблемы сделан вывод о том, что устойчивое развитие любой государственной системы возможно лишь в условиях сбалансированного развития личности и общества, общества и государства. Учитывая принципиальное значение проблемы соотношения, рационального сочетания и взаимодействия личных, общественных и государственных интересов, необходимо рассмотреть основные системы предпочтений интересов, характерные для различных типов государств и общественно-политических систем и их взаимоотношения с интересами личности. Типология социальных отношений вытекает из типологии их субъектов - типологии интересов, которые эти субъекты преследуют, и задач, которые они (субъекты) при этом решают.

Во второй главе «Эволюция социальных отношений в современном российском обществе» определена социально-философская методология изучения социальных отношений, общество рассмотрено, как пространство социального действия, произведен социологический анализ эволюции социальных отношений в России, сделаны выводы и определены социокультурные особенности развития российского общества.

Анализ ряда методологических позиций позволяет сделать выводы: о необходимости творческого сочетания в процессе исследования социальных отношений различных принципов и методик социальной науки, в первую очередь аксиологической методологии и системного подхода; о тенденции к преодолению экономического детерминизма в социальных исследованиях и использованию принципов макросоциального анализа деятельности общественных сил, включающего рассмотрение политических, социокультурных и иных планов общественной жизни, а также разработку методик их исследования и обобщения полученных результатов; о перспективности конфликтологической составляющей в исследованиях системы социальных отношений в современной России и необходимости разработки модели развития через противоречия и конфликты, а точнее – через технологии их разрешения.

В диссертации показано, что развитие современных социальных отношений в российском обществе имеет социокультурные особенности. Социокулътурная трансформация есть комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы. Комплексность преобразований рассматривается, как трансформационный процесс, который охватывает основные структуры и явления системы и поэтому не сводится к «реформам сверху», а его ход и результат в значительной степени зависят от действий массовых социальных групп. Это обусловливает принципиальную неоднозначность результата. Результатом трансформации может стать как поступательное, прогрессивное развитие общества, так и его регресс и даже деградация, когда в результате трансформационных изменений общество оказывается отброшенным на несколько уровней назад в своем развитии. Глобализация также может быть рассмотрена как процесс трансформации в глобальном масштабе, протекающий не линейно, неоднозначно и во многом непредсказуемо даже для определяющих субъектов данного процесса. В диссертационном исследовании определено, что, если рассматривать западное общество как социальную систему, то главная тенденция такой общественной системы направлена на возникновение равносильных элементов, обеспечивающих баланс системы, в российском обществе исторически сложилась система, при которой государство не имеет серьезной оппозиции, с которой ему было бы необходимо считаться.

Сравнительный анализ стратегических приоритетов социальной политики и актуальных тревог показывает, что общество и государство не слышат друг друга по многим жизненно важным вопросам. Согласно данным Всероссийского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» (научный руководитель – проф. В. К. Левашов), на вопрос «Понятны ли Вам цели и смысл социальной политики федерального правительства (связанной с условиями и уровнем жизни населения), осуществляемой в последние два года?», ответили «Да, полностью» 13,8% респондентов, «Не вполне» – 52,2%, «Нет» – 26,2%, затруднились ответить – 7,8%. Таким образом, больше половины населения страны не ориентируется в содержании реформ, которые проводятся в обществе.

Это подтверждают данные исследования Социологического центра РАГС.

Таблица 2

Доля респондентов, указавших, что не знают (или очень слабо представляют) смысл и цели проводимых реформ

В % от количества опрошенного населения и экспертов

Реформы

Население

Эксперты

2003 г.

2005 г.

2003 г.

2005 г.

Налоговая

76,1

78,8

64,0

63,5

Судебно-правовая

76,6

79,4

52,5

53,2

Земельная

75,4

78,3

50,0

58,6

Военная

72,9

74,6

59,5

57,1

Образования

71,0

71,0

53,5

55,7

Жилищно-коммунальная

70,7

71,0

40,0

39,9

Пенсионная

70,4

68,8

42,0

45,3

Административная

72,9

77,5

38,5

28,1

Немало опрошенных затруднились определить уровень своего понимания реформ, что также является показателем их неосведомленности

Очевидно, что общество и государство разговаривают друг с другом на разных языках. Их ориентации в жизни не совпадают по критерию социальной важности и очередности. Власть продолжает выстраивать стратегию политического анализа и практической политики в экономических категориях. Общество мыслит социальными категориями и не воспринимает лишенную повседневных тревог абстракцию экономических показателей. Власть, как можно судить из целей и задач политики, исходит из корпоративной идеологии укрепления государства, безотносительно учета актуальных интересов общества. Общество в своих тревогах показывает, как оно борется за жизнь, и в этих своих действиях оно стихийно придерживается стратегии выживания, которая носит объективно социально значимый характер.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют, что политический импульс, исходящий от государственных структур и побуждающий общество к инновационным переменам и активности, невысок. Политика реформ приводит к отрыву, отчуждению общества от государства, имеет тенденцию к формированию фундаментального социополитического противоречия между целями государства и интересами общества. В стране сформировалась потребность оздоровления системы социополитических отношений. Исследуя данную проблему необходимо учитывать, что в современном российском обществе присутствуют элементы классово-антагонистической структуры, основанной на фундаментальных социальных противоречиях в вопросах собственности и распределения доходов, но в то же время есть и ядро общих интересов граждан, выражающих социальную потребность к жизнедеятельности в достойных человека условиях.

Сформировавшаяся структура социальных отношений разделяет российское общество и государство на части. Проблемы публичной легитимации сложившейся структуры отношений собственности лежат в основе сознания социума и являются ключевыми для морально-этической консолидации общества и государства. Необходимо создать легитимные механизмы мотивации морально-политической ответственности для реализации принципов социальной справедливости и экономической эффективности. Необходим перенос политических усилий в сферу жизненных интересов развития общества.

Общество не видит в лице государства защитника своих интересов о чем красноречиво говорят данные исследования Социологического центра РАГС, изложенные в таблице 3.

Таблица 3

Распределение мнений о том, чьи интересы преимущественно выражает сегодня государственная власть в нашей стране

В % от количества опрошенных

Варианты ответа

2003 г.

2007 г.

Бюрократии (чиновников)

45,9

48,9

Крупных предпринимателей и финансистов

44,5

43,8

Работников правоохранительных органов

8,8

17,6

Интересы народа в целом

-

12,9

Военнослужащих

3,2

7,5

Представителей малого и среднего бизнеса

8,9

7,3

Пенсионеров

4,4

5,9

Гуманитарных работников (врачей, учителей, ученых и др.)

-

4,6

Рабочих и служащих государственных и частных предприятий

3,5

1,8

Крестьян

1,2

1,1

Ничьи интересы не защищает

10,7

14,8

Затруднились ответить

16,4

13,9

На основе тенденций выявленных по результатам социологических мониторингов, анализа социальных прогнозов делан вывод, что общественное мнение по данным проблемам в ближайшее время едва ли изменится в сторону положительных оценок социальной политики.

В третьей главе «Особенности формирования социальных отношений в условиях переходного периода развития российского общества» исследованы особенности развития социальных отношений в современной России, формирования социальной инфраструктуры, реформирования общества в соответствии с новой концепцией социальной политики, исследована стратификация в новой системе социально-политических отношений.

Формирование и развитие социальных отношений в современной России происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором является мировой императив построения информационного общества с органичной для него «новой экономикой», основанной на научном менеджменте, высоких технологиях и приоритетах: управленческого интеллекта перед эксплуатацией природных ресурсов; интеллектуального и человеческого капитала перед материальным капиталом; инновационного развития перед ориентацией на сырьевые отрасли; экспорта знаний вместо экспорта сырья. Внутренним фактором выступает фактор «управления в переходной социальной системе», а именно то, в какой мере российские реформы выполняют императив введения российского общества в координаты информационного общества и «новой экономики».

Приведенные данные говорят о том, что достигнутый уровень жизни населения России остается все еще очень низким. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, проведенного в декабре 2004 г. Опрос населения показал, что никаких материальных затруднений не испытывают сегодня лишь 2,4% россиян, 32,5% опрошенных считают, что у них нет особых материальных затруднений, хотя и не все покупки им по карману. Основная же часть населения (около 64%) находится в тяжелом материальном положении. Так, 46% россиян денег хватает лишь на основные продукты и одежду, 13,3% опрошенных денег не хватает даже на покупку продуктов и одежды, а 4% респондентов считают, что живут в крайней нужде.[2]

При этом 55,4% опрошенных работников различных отраслей экономики считают, что их заработок не увеличится даже, если они будут работать с большей отдачей сил на основной работе. В тоже время, 46% респондентов отметили, что если они, напротив, будут работать с меньшей отдачей сил, их заработок не уменьшится. Это говорит о том, что во многих отраслях экономики не сложилась система эффективного использования рабочей силы и мотивации работников к труду. Произошел разрыв между интересами работодателя и интересами наемного работника.

Не может не обратить на себя особое внимание то факт, что в структуре денежных затрат населения расходы на сбережения занимают очень небольшую долю - всего 12,9%. Именно сбережения являются реальным показателем благосостояния населения. А их малая доля в структуре расходов населения свидетельствует о низком уровне материального достатка наших граждан и нестабильности экономики.

Одним из ключевых индикаторов, отражающих уровень жизни населения, является доля расходов на продукты питание в структуре потребительских расходов населения. Принято считать, что чем выше эта доля, тем ниже уровень материального благосостояния домашних хозяйств. В 2008-2008гг. согласно статистическим данным расходы на питание значительно увеличились. Малоимущие семьи основную часть своих доходов – 58%, направляют на покупку продуктов питания, то есть на удовлетворение базовых физиологических потребностей, в отличие от обеспеченных семей. Еще одним из наиболее острых отрицательных последствий массовой бедности является ухудшение рациона питания населения России. Потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов - до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара. Снижение качества питания (по количеству и составу) у подавляющего большинства населения России является одной из причин ухудшения здоровья. Основной части населения России сегодня практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций культуры, отдыха, санаторно-курортного лечения. В диссертации определено, что разница в структуре потребительских расходов между различающимися по своему материальному достатку семьями выявляет реальную картину социальной дифференциации в России, ставшую, в том числе, следствием неэффективности развития социально-трудовых отношений. Основные социальные проблемы связаны с тем уровнем доходов, который в настоящее время существует в российском обществе. Низкая заработная плата воспроизводит не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

Доходы населения тесно связаны с проблемами занятости и безработицы. Именно эффективная занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой роста благосостояния населения. Между тем, в последние годы в России эффективность использования рабочей силы к снизилась, увеличилась безработица. Безработица приводит к деградации человека — пьянству, наркомании, совершению аморальных и противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе. В диссертации предложены меры направленные на решению проблемы безработицы: усиление кредитования отечественных производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.

Бедность пагубна для человека и тем, что лишает его возможности получить достаточное и адекватное питание или необходимые лекарственные средства для лечения поддающихся излечению заболеваний. Плохое состояние здоровья в свою очередь приводит к повышенной уязвимости людей со стороны экологических и профессиональных факторов риска, что для современного состояния российского общества особенно актуально. Неблагоприятные тенденции со здоровьем населения, наблюдаемые и в последнее десятилетие, привели к увеличению уровня первичной заболеваемости за последние 5 лет почти на 10%, а общей – на 15%. Государство отказалось от прежней системы управления социальной сферой, социальной защиты и обеспечения граждан. Однако пока не создана эффективная система регулирования социальной сферы в рыночных условиях. Частные предприятия в большинстве своем не организовывают достойную систему социальной защиты своих работников, либо в силу ограниченности их экономических ресурсов, либо в силу нежелания собственников предприятий увеличивать социальные расходы.

На современном этапе развития российского общества специфика социальных отношений состоит в утверждении приоритета личных и частных интересов перед общественными. Государство как субъект социальных отношений призвано защищать и обеспечивать жизнедеятельность не «общества в целом», а именно каждого человека. В этой связи социально–психологическое состояние граждан является, с одной стороны, показателем способности государства справляться со своими обязанностями, а с другой стороны – является важным фактором развития системы социальных отношений.

Одной из особенностей, характеризующих состояние общественной психики в российском обществе, является неуверенность в завтрашнем дне. По результатам социологического мониторинга «Народ и власть» выявлено следующее отношение респондентов к перспективам.

Таблица 4

Субъективное отношение к планированию личной жизни

В % от количества опрошенных (без затруднившихся ответить)

Варианты ответа

1994 г.

1999 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2007 г.

Планируют не менее, чем

на 5 лет

12,0

4,1

6,4

6,2

8,5

8,7

Планируют на 2-4 года

10,0

8,0

16,7

12,1

16,5

18,7

Планируют не больше, чем

на год

25,1

30,4

37,8

36,5

36,9

37,6

Не планируют, живут практически одним днем

43,9

57,5

39,1

45,2

38,1

27,7

Четверть российского населения испытывает страхи перед будущим в очень большой или большой степени, а 41 % - испытывают страхи в небольшой степени [3]. В зависимости от характера угрозы они проявляются с разной степенью интенсивности и переживания (от опасения, боязни, тревоги испуга до панического ужаса). Сформировавшиеся реакции страха имеют стойкий характер и способны сохраняться и воспроизводиться даже при понимании человеком их бессмысленности.

Сложность современной общественной ситуации в том, что большинство российских граждан выросло в социально защищенном обществе. От многих страхов защищало так называемое чувство «социальной уверенности» в «завтрашнем дне» и государственный патернализм, хотя и доходивший до тотального контроля жизни граждан. С появлением индивидуальной свободы, возник и страх перед этой свободой, ибо она повлекла необходимость индивидуальной ответственности.

В ходе Всероссийского опроса в феврале 2005 г. исследовательский холдинг ROMIR Monitoring исследовал отношение населения к проводимым реформам. Было опрошено 1500 человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России.

Респондентам был задан вопрос: «Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?». Распределение ответов на вопрос см. на диаграмме 3 (диаграмма воспроизведена с сайта ROMIR Monitoring).

Диаграмма 1

Распределение ответов на вопрос «Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?»

Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?

Как видим, больше половины опрошенных (57%) отметили необходимость реформ и необходимость их социальной направленности. Почти каждый пятый респондент (21%) изъявил желание вернуться к социализму. Еще 17% участников опроса сказали, что необходимо продолжать нынешний курс реформ. Анализ распределений ответов по федеральным округам показал, что меньше других о возврате к социализму мечтают респонденты Дальневосточного (8%), Уральского (12%) и Северо-Западного (13%) федеральных округов. А на социальной направленности реформ более других настаивают участники опроса на Дальнем Востоке (78%) и на Урале (69%). Нынешний же курс реформ наиболее устраивает жителей Южного федерального округа – 20%. При этом специалисты ROMIR Monitoring отмечают, что о возврате к социализму говорили в основном респонденты, проживающие в сельской местности (23%) и в малых городах с населением до 100 тысяч человек (24%). Анализ распределений ответов по возрасту респондентов показал, что о возврате к социализму говорят в основном (40%) респонденты от 60 лет и старше. Участники опроса в возрасте от 25 до 34 лет настаивают на том, что проводимые реформы должны носить социальный характер – 62%. А нынешний курс реформ более других устраивает участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет – 27%.

Распределения в зависимости от уровня образования участников опроса выявляют следующую зависимость: чем выше уровень образования, тем меньше число респондентов, предлагающих вернуться к социализму и тем больше число тех, кто считает, что реформы в первую очередь должны носить социальный характер. Такая же зависимость наблюдается и при распределении по уровню доходов респондентов.

Сложившиеся в России за годы нахождения страны в состоянии «переходной социальной системы» нуждается в налаживание предсказуемой социальной политики, создания эффективной системы управления социальными отношениями направленной на повышение качества жизни населения, рост его благосостояния.

В четвертой глава «Факторы развития социальных отношений в российском обществе» обоснованы основные направления развития социальной политики, основные механизмы ее реализации, определена роль государственной службы и местного самоуправления в развитии социальных отношений, повышении эффективности государственного управления.

Россия интегрируется в мировое сообщество в условиях развития и укрепления новых подходов к содержанию социальных отношений. Европейский Союз провозгласил следующие социальные критерии: расширение свободы выбора образа жизни и главных жизненных благ; расширение возможностей получения профессионального образования и развития творческих способностей; повышение уровня материального благосостояния и качества жизни; улучшение здоровья и продление периода активной, творческой жизни; укрепление национальной и социальной безопасности; повышение уровня личной безопасности. Согласно концепции социального государства данные показатели реализуются через принятие социальных стандартов. Введение социальных стандартов направлено на решение следующих задач:

- удовлетворение важнейших потребностей населения, в том числе социальных;

- сохранение единого социального пространства на основе выравнивания условий доступности материальных. социальных, духовных благ, предоставляемых услуг;

- концентрация материальных ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.

Направлений улучшения социальных условий жизни может быть множество, но главными из них, по мнению экспертов ООН, являются следующие:

- возможность прожить долгую жизнь, сохраняя хорошее здоровье;

- возможность получить образование;

- возможность доступа к средствам, обеспечивающим достойный уровень жизни.

В диссертации определены основные параметры развития социальной сферы: общие статистические показатели, расчетные статистические показатели, социальные нормативы, социальные индикаторы, социальные оценки. Объективные статистические показатели характеризуют фактическое состояние социальной сферы. Расчетные статистических данных и имеют практическую значимость, так как конкретизируют общие статистические показатели и позволяют определить более точно объективные характеристики состояния социальной сферы. Они же дают представление о тенденциях такого развития: прогрессивных или регрессивных. Среди субъективных показателей выделены оценки, которые характеризуют условия жизни населения, их удовлетворенность или неудовлетворенность состоянием социальных услуг, социальной инфраструктурой.

Важнейшей задачей социальной политики государства является обеспечение воспроизводства социальных ресурсов, что обуславливает целостность, динамизм, стабильность общественной системы, достижение определенного уровня социального равновесия, осуществление социальной солидарности в обществе. В работе показано, что социальная политика призвана способствовать более полному удовлетворению витальных и социальных потребностей человека. На этой основе складываются социальные отношения, а также происходит социальное воспроизводство и развитие общественных групп и связей между ними.

Социальная сфера включает сферу социально-трудовых отношений, пенсионную систему, социальное страхование, социальные услуги (образование, здравоохранение, жилищнно-коммунальный комплекс, семейную, молодежную политику) социальную защиту. Степень развития социальных отношений во многом определяется социально-трудовыми отношениями. Благодаря непрерывному процессу создания и сохранению как материальных, так и духовных ресурсов, благ и ценностей возможно развитие социальной сферы и самих социальных отношений. Возможности в сфере образования в значительной степени обуславливают будущую социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим социальным благам. Вопросы демократии, социального неравенства, возможностей социальной мобильности в связи с получением или неполучением качественного образования имеют особое значение в современном обществе. В сфере образования закладывается основа, на которой в дальнейшем складываются различия в жизненных путях молодых людей. Данная проблема актуальна также в плане оптимального использования имеющегося потенциала общества и его постоянного увеличения. Реальная доступность образования для выходцев из разных социальных слоёв по существу предопределяет завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, что является решающим фактором современных тенденций мирового развития.

В диссертации сделан вывод, что социальная политика в условиях экономических, политических и технологических преобразований должна быть направлена по своему содержанию на социальную защиту, социальную поддержку и социальное обеспечение нуждающихся и социально уязвимых слоев населения, а по своему воздействию – на рост общественного благосостояния для всех групп населения. Согласно последним принятым социальным законам особое внимание в настоящее время уделяется адресной социальной помощи пенсионерам, инвалидам, детям, учащимся, низкооплачиваемым работникам. В качестве субъектов социальной политики выступают: государство (федеральный и региональный уровни), само гражданское общество, частные корпорации. Они осуществляют как профилактическую, так и компенсационную социальную защиту, социальную поддержку. Социальная защита осуществляется в самых различных сферах общественной жизни: финансовой, сфере услуг (в том числе в социальных службах), в экологической, медицинской, образовательной и т.п.

Общественное благополучие и социальная стабильность в стране во многом зависят от эффективности государственного управления. В настоящее время создание единой, целесообразно организованной и эффективно функционирующей системы государственной службы стало актуальным для российского общества. Государственная служба – публично-правовой институт и представляет собой исполнение государственной должности, т.е. использование правомочий для решения вопросов, закрепленных за соответствующей должностью и государственным органом. Государственная служба призвана обеспечивать осуществление целей и функций государства в целом, а гражданская служба напрямую связана с решением социальных проблем общества. Организация и функционирование государственной службы выступают производными от сущности государства, закрепленной Конституцией, и от развитости этого института во многом зависит стабильность общественной жизнедеятельности и социальное благоустройство.

Управляемость не может эффективно осуществляться без целесообразного взаимодействия всех уровней управленческого воздействия. И это в значительной мере зависит от соотношения в правовом и организационном плане взаимодополняемости государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной служб. Создание и компетенция органов местного самоуправления определяется федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации. Органы местного самоуправления действуют, с одной стороны, самостоятельно, под свою ответственность при решении вопросов местного значения; с другой стороны, они осуществляют деятельность в направлении выработанной общегосударственной политики и политики субъекта федерации, по вопросам социально-экономического развития, выполняя также отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться федеральными законами и законами субъектов федерации.

Основными задачами муниципальной службы являются:

- обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

- обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

- подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

- защита прав и законных интересов муниципального образования.

С точки зрения задач, эта служба представлена:

- в социальном аспекте — это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

- в политическом — как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

- в правовом — юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Управление социальным развитием на любом уровне территориальной организации представляет собой комплекс мер по выявлению и разрешению существующих социальных проблем, т.е. сводится к тому или иному варианту разработки и реализации социальной политики. Поэтому социальную политику можно определить и как деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества. На общенациональном уровне социальная политика является одним из важнейших направлений внутренней политики государства, связанным с воспроизводством социальных ресурсов и обеспечением, как стабильности социальной системы, так и динамичности её развития.

Целью социальной политики является регулирование отношений между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, социальными группами. Она призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества. Социальная политика реализуется посредством социальных мероприятий и осуществления социальных программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами, а также частными корпорациями и некоторыми общественными организациями.

В последние годы наблюдается усиление государственного регулирования экономической, общественной жизнью, но это регулирование имеет административный характер, не обусловлено интегрирующей общество перспективой, идеей. Между тем, в обществе возникла потребность перехода к дифференцированной социальной политике государства, которая ориентирована на создание равных жизненных шансов и возможностей для каждой категории населения с учетом их социальных условий жизни и ресурсными возможностями.

В Заключении подведены итоги исследования, предложены рекомендации, направленные на совершенствование социальных отношений в современном российском обществе, эффективности государственного управления социальной сферой, ориентированного на повышение уровня, качества жизни населения, роста его благосостояния.

Главным критерием развития социальной сфере является достижение высокого уровня и качества жизни граждан российского общества. Обосновано, что с позиций социологического подхода, показателями проявления состояния социальных отношений являются социальные индикаторы благополучия людей, выстроенные на основе объективных и субъективных оценок. Определенно, что субъективные показатели в характеристике социальных отношений, позволяют более адекватно отразить их реальное самочувствие и удовлетворенность состоянием социальной сферой общества. Результаты научных исследований и реальная практика свидетельствуют, что недооценка субъективных показателей приводит к серьезным ошибкам в регулировании и координации социальными отношениями, оказывает негативное влияние на организационные и социально-экономические управленческие решения, которые принимаются государственными органами, как федерального, так и регионального уровней.

В результате проведенного исследования доказано, что оптимальное развитие социальных отношений базируется, прежде всего, на основе совершенствования системы и принципов социального партнерства. В качестве эффективного субъекта социальной политики, рыночный сектор, наряду с ее традиционными субъектами, должен быть вовлечен на партнерской основе в социальную сферу. Показано, что развитие социально ответственной частной инициативы является одним из перспективных направлений в обеспечении общей системе роста благополучия населения.

Обоснованы методы управления социальными отношениями с учетом переориентации государственной социальной политики с принципов патернализма на принципы социальной ответственности, определены пути и способы оптимизации государственного регулирования социальной сферой общества на основе внедрения принципа координации действий и социальных возможностей «государство-бизнес-население».

Основой управления социальными отношениями является социальная политика государства, в рамках которой должны быть реализованы следующие приоритеты: управление процессами создания и развития социальной инфраструктуры – сети учреждений, призванных обеспечивать жизненные потребности людей, повышение качества жизни в условиях укрепления рыночных отношений; управление процессами формирования и развития социальных качеств людей (образованности, законопослушности, нравственных и гражданских качеств, высоких духовных потребностей и др.); управление развитием социальных отношений, формирующих рассматриваемую сферу и отдельные ее подсистемы, с целью оптимизации этих отношений.

Обоснованно, что противоречие между бедностью и богатством обусловливают высокую степень рассогласования интересов верхних и нижних слоев населения. Обоснована необходимость преодоления существующей в обществе социальной дифференциации, особенно тенденций ее усиления, посредством, с одной стороны, развития социальной инфраструктуры общества, с другой - предоставления равных условий и возможностей для развития человеческого потенциала. Показано, что экономическое развитие общества наиболее эффективно может осуществляться через повышение уровня и качества жизни социальных групп, посредством гарантий социальной защищенности граждан.

Главным показателем деформации социальных отношений является критическое восприятие населением практики реализации принципов социальной справедливости. Социальная справедливость в обществе должна быть обеспечена, прежде всего, через социальную политику государства и выражаться в наличии равных шансов на получение определенного уровня образования, элементарных медицинских услуг, соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работы.

Обоснованна эффективность системного мониторинга социальных отношений, показатели которого скоординированы с системой индикаторов разработанных в соответствии и с учетом критериев индекса человеческого потенциала. Мониторинг общественного мнения граждан, общественности за ходом реформ становится сигналом «снизу» на действия государства, реализуемые «сверху», что может позволить дебюрократизировать процесс реформирования и создать условия для активизации низовых институтов и структур гражданского общества.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике социального управления федеральных, региональных органов государственной власти и органов муниципального управления, а также при формировании современной государственной политики в сфере управления социальными отношениями, совершенствовании базы социального законодательства.

***

III.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ

В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

а) по социологическим наукам

1. Чичканов А.В. Принципы управления социальным развитием регионов // ИНИОН РАН - 2002.- 0,8 п.л.

2. Чичканов А.В. Идеология социальной политики России в условиях становления рынка: отражение отечественной истории в массовом сознании российского общества // Социология власти. №1-2 - 2002. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 0,8 п.л.

3. Чичканов А.В. Социальная политика России: проблемы развития // Чиновник.- 2005. - № 1 (35), Екатеринбург. - 0,3 п.л.

4. Чичканов А.В. Взаимосвязь социальных отношений и социально-психологических процессов: социально-трудовые отношения в современном российском обществе //Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. №2 - 2005. М: Изд-во РАГС, 2005.- 0,9 п.л.

5. Бойков В.Э., Чичканов А.В. Между стадионом и больницей // Социология власти: журнал социологического центра РАГС.№3, 2007.-М.: Изд-во РАГС, 2007. – 1,3 п.л. – в том числе Чичканов А.В. – 0,7 п.л.

6. Чичканов А.В. Показатели состояния социально-трудовых отношений в современном российском обществе // Социология власти: журнал социологического центра РАГС. - №2 - 2008. - 0,6 п.л.

7. Чичканов А.В. Эволюция социальных отношений в современном обществе // Государственная служба. – №4 - 2008. - 0,3 п.л.

б) по экономическим наукам

8. Чичканов А.В. Социальные функции государства и механизм ее реализации: теоретико-социологический аспект: Монография. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.- 25 п.л.

9.Чичканов А.В. Особенности развития социально-трудовых отношений в современной России: теоретико-методические аспекты // Социальная политика и социальное партнерство. 2007,№10-11.М.: Изд-во РАГС. -0,6 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

10. Чичканов А.В. Социальное развитие региона: вопросы экономической теории (монография). Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2002.- 5,3 п.л.

11.Чичканов А.В. Социальные отношения в современном российском обществе: Монография.- М.:Изд-во РАГС, 2005. -10,3 п.л.

12.Чичканов А.В. Модернизация социальных отношений в российском обществе. Монография – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.- 9,3 п.л.

13.Чичканов А.В. Социальное развитие региона: вопросы экономической теории // Саратов. ПАГС, 2002. –5,2 п.л.

14.Чичканов А.В. Влияние муниципализации объектов социальной сферы на оплату труда их работников// В Н. «Сколько платить российскому бюджетнику? Серия: «Точка зрения»». М.: Изд-во РАГС, 2002.- 0,3 п.л.

15.Чичканов А.В. Задачи социально-экономической трансформации России// В Сб. «Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика». Ч. II: Формирование рыночного механизма хозяйствования: опыт и перспективы. М.: Изд-во РАГС, 2002.- 0,7 п.л.

16.Чичканов А.В. Региональная система социальной защиты в условиях преодоления экономического кризиса (на примере Уральского региона)// Актуальные проблемы социальной политики в современной России: итоги десятилетия (1991-2001 г.г.) М.: Изд-во РАГС, 2003.- 0,8 п.л.

17.Чичканов А.В. Принципы формирования региональной социальной политики // Актуальные проблемы социальной политики в современной России: итоги десятилетия (1991-2001 г.г.) М.: Изд-во РАГС, 2003.- 0,6 п.л.

18.Чичканов А.В. Социальное управление в регионе –путь к стабильности? // Национальные интересы. 2004. №2(31).- 0,25 п.л.

19.Чичканов А.В. Субъектно-субъектные отношения в системе современных социальных отношений // Современные подходы к управлению социально-экономическими и политическими процессами: Сб. научн. трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004.- 0,2 п.л.

20.Чичканов А.В. Политические условия формирования социальных отношений в России // Проблемы современного этапа реформ в России: федеральный и региональный аспекты, межвузовская науч.-практическая конф. (2005; Волгоград). Волгоград, Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2005.- 0,9 п.л.

21.Чичканов А.В. Социально-психологический фон развития социальных отношений в современной России // Стратегия и факторы инновационного управления социально-экономическими системами: Сб. статей. М: Изд-во РАГС, 2005. – 1,1 п.л.

22.Чичканов А.В. К вопросу о типах социальных отношений // III Международный научный форум: Государственная власть и местное самоуправление в России.- СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005.- 0,3 п.л.

23.Чичканов А.В. Качество жизни как социально-психологическое условие формирования общественных отношений в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2005. №3(19). – 0,6 п.л.

24.Чичканов А.В. Показатели состояния социально-трудовых отношений в современном российском обществе (тезисы выступления). Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Сб. тезисов выступлений на науч. -практической конф. « Экономические интересы и социальная политика», 15-16 декабря 2005 г. - Ростов на Дону: Изд-во СКАГС. 2005.- 0,25 п.л.

25.Чичканов А.В. Социальные отношения как объект социологического анализа.- Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2005. - 2,7 п.л.

26.Чичканов А.В. Социально-трудовые отношения в современной России.- Ростов на Дону: Изд-во СКАГС. 2005. - 2 п.л.

27.Чичканов А.В. Оценка и развитие социального потенциала территории: теоретико-методологические аспекты // Экономика и управление в России на рубеже веков. Сб. статей. Выпуск 3. - Ростов на Дону: Изд-во СКАГС. 2005.- 0,5 п.л.

28.Чичканов А.В. Экономические условия формирования новых социальных отношений в России. – Ростов на Дону: Изд-во СКАГС. 2005. -1,5 п.л.

29.Чичканов А.В. Социально-трудовые отношения в современном российской обществе Россия в современном мире. Т.5 / Под ред. академика Пивоварова Ю.С.-М.:ИНИОНРАН, 2006.- 0,3 п.л.

30.Захарчук Е.А., Татаркин А.И., Чичканов А.В. Социально-экономические и экологические проблемы промышленного освоения Уральского Севера. // Экономика региона. Тематическое приложение к № 2, 2007. г. Екатеринбург, в том числе – А.В. Чичканов – 0,4 п.л.

31.Чичканов А.В. Информационная экономика как система партнерских социально-экономических отношений // Журнал экономической теории. 2007. № 4. г. Екатеринбург. - 0,5 п.л.

32.Чичканов А.В. Социальные отношения в «экономике знаний» (учебное пособие). Экономические основы социальной политики: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Изд-во СКАГС. 2005. - 0,8 п.л.

33.Чичканов А.В. Экономика знаний: социологические аспекты // Экономика власти - №3, 2008.- 0,3 п.л.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Чичканов Антон Валерьевич

Тема диссертационного исследования:

«Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ)»

Специальность 22.00.08 – социология управления

(по социологическим наукам)

Научный консультант

доктор философских наук, профессор

Бойков Владимир Эрихович

Изготовитель оригинал-макета

Чичканов Антон Валерьевич

Подписано в печать «____» ______________

Тираж: 80 экз. Усл. п.л. ________

ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № _________

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84



[1] См.: некоторые результаты социологического мониторинга «Народ и власть»» // Социология власти. 2008. № 3. С.37.

1 См.: Конституция Российской Федерации, Ст. 2.– М, 2007, с. 4–5.

 

[2] По результатам социологического опроса населения «Социально-трудовые отношения в современном российском обществе», проведенного в 24 субъектах РФ социологическим центром РАГС при Президенте РФ под рук. д.ф.н., проф. В.Э.Бойкова в декабре 2004 г. Выборка общероссийская репрезентативная, многоступенчатая квотная.

[3] См.: Социальная справедливость в массовом сознании российского общества. Результаты выборочного социологического опроса населения в ноябре-декабре 2003 г. Опрошено 2404 человек в 25 субъектах РФ // Социология власти. 2004. №2. С.43.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ